Представительство Ямало-Ненецкого автономного округа в г.Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге состоялся документальный спектакль о строительстве арктической железной дороги.

11

В минувшую пятницу в пространстве петербургского театра «ЦЕХъ» прошел документальный спектакль-акция «501.503» о строительстве трансполярной железнодорожной магистрали на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Создатели спектакля предложили зрителям обратиться к архивным документам, свидетельствам, письмам и интервью участников строительства, собранным в книгах «История Мертвой дороги» и «Арктический проект Сталина» авторов-историков Вячеслава Калинина и Вадима Гриценко. В сценическом пространстве зрители заняли места участников и наблюдателей. Участники акции расположились в кругу, на стуле каждого участника был обозначен социальный статус человека, от имени которого зачитывались документы: заключенный, охранник, житель поселка, культработник и другие. Во время чтения происходили остановки, и участники могли поделиться своими ощущениями и чувствами от прочитанного. А также участники и наблюдатели менялись местами в течение всего действия.

Вячеслав Калинин, автор книг «История Мертвой дороги» и «Арктический проект Сталина» наблюдал за действием. Он отметил:

«Это интересная форма подачи такого сложного и неоднозначного исторического материала. Когда мы с Вадимом Гриценко решили написать книгу об этой стройке, нашей целью было собрать точные исторические, архивные данные и представить полную картину о самом процессе строительства, о жизни заключенных, о людях, которые жили и работали на этом строительстве.»

Трансляция велась в социальной сети Вконтакте в группах представительства, Мастерской Современного театра, а также на портале Культура РФ. Онлайн трансляция документальной акции набрала более 9000 просмотров

Документальный спектакль-акция прошел при поддержке представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге, Студенческого клуба Молодежного центра Эрмитажа и Мастерской современного театра. Режиссер - Мария Галязимова.

Полную версию спектакля-акции можно посмотреть по ссылке

Наша справка:

Строительство арктической железнодорожной магистрали велось в 1947-1955 гг. силами заключенных ГУЛАГа. Поэтому день 30 октября для проведения акции был выбран не случайно. Это официальный День памяти жертв политических репрессий в России. Стоит отметить, что цели строительства были самые, что ни на есть благородные – укрепить оборонную мощь и боеспособность страны, обеспечить безопасность Арктики, облегчить транспортную проблему на севере СССР и другие.

Сегодня мы понимаем, что освоение северных регионов – это сложнейшая и долговременная задача, от которой невозможно отмахнуться и решение которой – это еще дело нескольких десятилетий.

Сложно объективно оценить насколько был бы экономически эффективен этот сталинский проект для страны и региона, если бы он был закончен. Уже тогда могли бы решиться многие транспортные проблемы, с которыми по-прежнему сталкивается российский север.

На сегодняшний день в регионе комплексно решаются задачи строительства дорог, которые должны связать муниципалитеты округа. Недавно сдан в эксплуатацию Пуровский мост, связавший Тазовский и Красноселькупский районы с основной сетью региональных дорог и обеспечил круглогодичный проезд через реку Пур для десятков тысяч жителей и нефтегазовых компаний. В 2017 году завершилось строительство арктического порта Сабетта, предназначенного для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Быстрыми темпами растет инфраструктура в городах и поселках Ямала. Строительство железной дороги по прежнему требует колоссальных затрат.